Profoto D2. Краткий обзор долгожданного моноблока.

Опубликовано 15.09.2016 в рубрике Оборудование, фототехника

Как и у многих московских фотографов, мое знакомство с Profoto началось с моноблоков D1. Старые ComPact я уже не застал, хотя их до сих пор можно встретить в некоторых московских студиях, а с генераторами познакомился чуть позже. По понятным причинам D1 – самый популярный в нашей стране продукт Profoto. Именно такими моноблоками оснащены 90% известных мне рентал-студий с тех самых пор, как лет 5 назад все стали массово переходить на них с хенселей-пятисоток. Поэтому неудивительно, что именно приемника D1 у нас ждали гораздо больше, нежели новые генераторы, и до того неподъемные для широких кругов, а после кризиса так и вовсе доступные лишь единицам. Как вы знаете, в последние несколько лет я нахожусь в постоянном контакте с ребятами из центрального офиса Profoto в Стокгольме, и каждый раз, когда я публикую обзоры новинок (например, революционных OCF-вспышек B1 и B2), мне говорят: «Это всё круто, но когда же они обновят моноблок?». Ну что же, свершилось! Наконец, можно открыто писать о том, что еще вчера было строжайшим секретом: Profoto D2 официально анонсирован!

Новый моноблок имеет практически те же габариты и форму, что и привычный D1. Впрочем, фотографы, знакомые с B1, отметят большее сходство именно с ним, разве что аккумулятор в боку не торчит. Как и у предшественника, лампа D2 спрятана в корпус (ренталы выдохнули – клиенты, как и прежде, не будут бить лампы при смене насадок), встроенный рефлектор обеспечивает 77-градусный световой поток, а диапазон зумирования насадок ограничен шкалой от 4 до 8. Проще говоря, с точки зрения лайтшейпинга ничего не изменилось. Что касается мощности, то и тут всё привычно: D2 выпускается в двух вариантах, 500 и 1000 Дж.

Итак, что же обновили? TTL, высокоскоростная синхронизация и скорость. Вернее так: СКОРОСТЬ, во всех смыслах этого слова. Продукт выходит под слоганом «Always up to speed».

TTL и высокоскоростную синхронизацию пока комментировать не буду. Первое мне просто не нужно в студийном моноблоке (вот в B1 и B2 режим TTL более чем оправдан, а в студии… ну зачем?), а про HSS и рассказывать нечего. Можно синхронизироваться на выдержке до 1/8000 секунды. Объективно – очень круто, если у вас есть в этом потребность. Понимаю, что есть она не у всех, и не на каждой съемке. Хотя знаком уже с несколькими фотографами, которые грезят о синхронизации на коротких выдержках, чтобы снимать коммерцию на камеры с высокой пиксельной плотностью вроде 50-мегапиксельных Canon 5Ds и 5Dsr, и не получать микросмазы, практически неизбежные при работе с обычными моноблоками.

А вот скорость действительно впечатляет. Время перезарядки от 0.03 до 0.6 секунды у D2 500. И, соответственно, от 0.03 до 1.2 секунды у D2 1000. При этом можно снимать сериями до 20 кадров в секунду! Тут применен тот же принцип, что ранее в B1 и B2: накопленный заряд может расходоваться частями (это же, кстати, и позволяет использовать HSS). То есть новый моноблок невероятно быстр.

Длина импульса (t0.5) для D2 500: от 1/2600 секунды (на максимальной мощности) до 1/17000 секунды (на минимальной). Соответственно, для D2 1000: от 1/1600 секунды (на максимуме) до 1/11000 секунды (на минимуме). Кроме того, как и в Profoto B1, доступен режим заморозки (freeze mode), в котором длительность импульса сокращается до невероятных 1/63000 секунды (на минимуме пятисотки) и 1/50000 секунды (на минимуме тысячника). Расплачиваться за такую феноменальную возможность замораживать движение приходится стабильностью цветовой температуры, которая в этом режиме плавает по мере регулировки мощности куда сильнее.

Что еще стоит отметить. Очень приятная для меня штука – гигантский диапазон регулировки мощности, составляющий теперь 10 стопов! Да, десять дырок, у моноблока! То есть от 1 до 500 Дж, и от 2 до 1000 Дж, в зависимости от выбранной модели. Напомню, у D1 было доступно 7 стопов.

Что в итоге? Не сомневаюсь, будут разочарованы те, кто надеялся получить моноблок с торчащей наружу лампой, как у старых ComPact. Полный диапазон зума насадок и возможность работать с ХардБоксом – это, конечно же, было бы здорово. Но для этого есть генераторы. Давайте признаем, было бы глупо рассчитывать, что шведы сделают этакий дешевый генераторо-заменитель исключительно для российского рынка только из-за того, что доходы большинства наших фотографов смехотворны по мировым меркам. В остальном же продукт получился, на мой взгляд, более чем впечатляющим. Конечно, актуальность отдельных технических параметров для каждого конкретного фотографа будет зависеть от его манеры съемки. Для меня же одна только скорость, да и диапазон в 10 ступеней, фактически не оставляют сомнений при выборе.